Ежегодно 15 марта в республике отмечается День потребителя. Такое решение принято Указом Президента Республики Беларусь 2 февраля 2000 года № 35 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 года №157».

Каждый год День потребителя Беларуси проходит под каким-либо девизом. 15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «За ответственное потребление».

В современном мире каждый из нас является потребителем, мы ежедневно заходим в магазины и супермаркеты, чтобы купить необходимые товары.

9 января 2002 года был принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Законодательство о защите прав потребителей устанавливает права потребителей и определяет механизмы реализации их защиты.

В соответствии с настоящим Законом любой потребитель имеет право на просвещение в области защиты прав потребителей, информацию о товарах, а также об их изготовителях, безопасность товаров и услуг, свободный выбор товаров, надлежащее качество товаров услуг, возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара, обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав. Знание потребителем и продавцом своих основных прав и обязанностей помогает правильно действовать в спорной ситуации по вопросу качества товара, поможет защитить как потребителя, так и продавца от недобросовестного потребителя.

В ГУ «Жодинский городской центр гигиены и эпидемиологии» организованна работа «горячих линий», позвонив на которые можно получить справочно-консультационную информацию по вопросам защиты прав потребителей. За 2019 год специалистами центра гигиены рассмотрено более 80 обращений (как письменных, так и устных). Обращения за 2019 год связаны с неудовлетворительной работой предприятий торговли - 60,4%, жилищно-коммунального хозяйства - 22,6%, учреждений образования – 1,9%, предприятий бытового обслуживания - 1,9% и прочие - 13,2%. В структуре обращений, связанных с работой жилищно-коммунального хозяйства 41,7% связан с состоянием канализационной сети, 33,3% – с санитарной очисткой, 16,7% – с содержанием жилых зданий, 8,3% – с качеством питьевой воды.

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ ПРИ ПОКУПКЕ
НЕКАЧЕСТВЕННОГО ТОВАРА

При приобретении некачественной продукции, потребитель вправе предъявить претензию по качеству товара:

  • продавцу;
  • изготовителю*;
  • поставщику (импортеру) *
* сведения об изготовителе и поставщике должны быть указаны в маркировке товара (на этикетке, упаковке и т.п.) в соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»

Потребителю рекомендуется зафиксировать претензию, сделав запись в книге замечаний и предложений продавца (книга замечаний и предложений предоставляется потребителю по первому требованию), в которой должны быть четко сформулированы требования потребителя. В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать:

  • замены товара на качественный товара;
  • соразмерного уменьшения уплаченной стоимости;
  • возврата уплаченной стоимости.

Обращаем внимание, что товар, приобретенный и находящийся на хранении у потребителя исследованию (экспертизе) не подлежит.

При обращении в надзорные органы с претензией на качество пищевых продуктов необходимо указать: наименование и адрес торгового объекта (где приобретен товар), дату покупки, изготовителя, наименование товара, сорт, массу нетто или объем в потребительской таре, дату изготовления и упаковывания и другие отличительные признаки товара в целях правильного отбора проб для проведения экспертизы (проверки качества) пищевых продуктов в соответствии с требованиями нормативных документов.

Для проверки покупателем правильности цены товаров, массы в торговом зале на доступном месте должны быть установлено измерительное оборудование.

Важно!!!

При покупке товара внимательно знакомьтесь с информацией о товаре (этикетка, упаковка, листок-вкладыш, ярлык, ценник и т.д.). Маркировка упакованных пищевой продукции должна быть полной и достоверной, понятной, легкочитаемой. По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с документами, удостоверяющими качество и безопасность товара, а также содержащими информацию о сроке изготовления и сроке годности развесного товара.

Всегда берите чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения товара. Все без исключения продавцы должны выдавать эти документы (и индивидуальные предприниматели на рынках в том числе). Предъявить претензию по некачественному товару Вы можете и без такого документа при наличии иных доказательств (например, при наличии сведений о продавце на упаковке товара и т.д.). При отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца, последний может оспорить факт приобретения у него этого товара.

Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель) не ответил или не удовлетворил требование потребителя – потребитель вправе обратиться (с приложением подтверждающих документов) в государственный орган по защите прав потребителей, общественную организацию потребителей, суд (с исковым заявлением за защитой нарушенных прав).

В соответствии с абзацем 14 ст.1 Закона потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В случае, если приобретенный товар используется гражданином не только для личных, семейных, домашних нужд, но и одновременно для осуществления им предпринимательской деятельности, при выявлении недостатка товара нормы Закона не будут распространяться на урегулирование правоотношений между продавцом и покупателем. В указанной ситуации гражданин не будет признан потребителем в рамках законодательства о защите прав потребителей.

Подводя итоги, можно выделить следующие способы защиты продавца от недобросовестных потребителей:

  1. четко знать Закон и неукоснительное соблюдать его предписания сотрудниками продавца при работе с потребителями, регламентировать действия сотрудников при работе с потребителями;
  2. отработать положения стандартного договора розничной купли-продажи, купли-продажи по образцам и других документов (актов, счетов, смет, накладных и пр.), используемых для регулирования отношений между продавцом и потребителем;
  3. осуществлять грамотную предпродажную подготовку товара: проверять качество товара как до предложения его потребителю, так и при продаже путем демонстрации потребителю качества и работоспособности товара, выбранного последним, при необходимости получать подпись потребителя о том, что ему передан качественный и работоспособный товар, и т.п.;
  4. максимально фиксировать все действия как сотрудников продавца, так и потребителей (четко фиксировать требование потребителя, осуществлять запись телефонных и иных переговоров с потребителями, видеосъемку общения с потребителями, выполнения работы сотрудниками организации (при наличии аудио- и видеозаписи продавец должен проинформировать потребителя) и т.д.);
  5. грамотно выстраивать работу сотрудников с устными и письменными обращениями потребителей и др.

Также, для того, чтобы не были нарушены права потребителей, не стоит приобретать продукцию на улицах и у подозрительных граждан.

На сегодняшний день уличная торговля продолжает функционировать (не смотря на все запреты) только по причине востребованности со стороны покупателя, так продолжается реализация текстиля и одежды, продуктов питания (в том числе и скоропортящихся и требующих специальных условий хранения).

Несанкционированная торговля с рук осуществляется в местах, не приспособленных для этого (на тротуарах, автопарковках, у выходов из магазинов и т.д.), что не соответствует правилам внешнего благоустройства города, создает неудобства пешеходам и гражданам, проживающим вблизи.

Реализация продуктов питания при такой торговле осуществляется при отсутствии необходимого торгового и холодильного оборудования, элементарных условий для соблюдения правил личной гигиены, без наличия медицинских справок о состоянии здоровья продавца. Реализуемая продукция не имеет документов, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность.

Сомнительное качество продукции несет угрозу возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей. Употребление консервированных и вяленых продуктов домашнего приготовления может стать причиной поражения организма токсином ботулизма, приводящим к тяжелым последствиям, вплоть до летального исхода.

Торгующие в неустановленных для этого местах не гарантируют соблюдения потребительских прав. При покупке здесь некачественных товаров и продуктов их невозможно обменять, получить компенсацию, а в случае отравления — практически невозможно установить его причину.

Пока граждане будут откликаться на предложения уличных торговцев, будет существовать проблема торговли с рук.

Сотрудниками ГОВД совместно с управлением торговли и услуг Жодинского горисполкома и сотрудниками ГУ «Жодинский ГЦГЭ» проводят рейды по городу для предотвращения несанкционированной торговли. За «несанкционированную торговлю» предусмотрена административная ответственность.

К сожалению, на территории города вопрос несанкционированной торговли остается актуальным. Существующие меры административного воздействия не всегда приносят должных результатов, так как суммы штрафов для физических лиц не существенны. Несмотря на принимаемые уполномоченными службами города в отношении нарушителей меры, в числе которых проведение разъяснительной работы, наложение штрафов за осуществление, организацию уличной торговли или оказания бытовых услуг в неустановленных местах, одни и те же лица продолжают совершать указанные деяния. Решить эту проблему, только наложением штрафов на уличных торговцев, сложно, необходимо еще и самим горожанам осознано подходить к выбору мест для совершения покупок.

Контактная информация

Тел./факс: (01775) 4-46-87
E-mail: zhodinogcge@zgcgie.by
Адрес: г. Жодино, ул. Станционная, д.3

Режим работы

Понедельник-пятница 8:00-18:25
Обед: 13:00-13:30
Прием граждан и юридических лиц согласно графику до 16:30
Суббота, Воскресенье выходной

Считаете ли Вы, что профилактические прививки необходимы?
Знаете ли Вы за свой прививочный статус (сведения о выполненных Вам профилактических прививках)?
Если Вы отказываетесь от профилактических прививок то основная причина Вашего отказа
Если Вы отказываетесь от профилактических прививок то знаете ли Вы об опасности и риске заражения теми инфекционными заболеваниями, от вакцинации против которых Вы отказываетесь?
Считаете ли Вы достаточной и убедительной разъяснительную работу по поводу необходимости проведения профилактических прививок, которую проводили с Вами медицинские работники Вашей поликлиники?
Укажите Ваш возраст
Укажите Ваш пол

Рейтинг организаций

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь