Для актуализации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения с учетом всех аспектов территориального устойчивого развития (экономика, планирование территорий‚ архитектура и строительство, промышленность, транспорт‚ энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, общественное движение и другое), повышения эффективности межведомственного взаимодействия в Республике Беларусь с 2019 продолжается реализация государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки» (далее – Проект). Министерством здравоохранения во исполнение поручения Главы Государства и Правительства совместно со всеми заинтересованными ведомствами разработан и утвержден ряд документов, обеспечивающих вертикальную и горизонтальную межсекторальную и межведомственную координацию реализации Проекта.
Координирующую роль выполняет Республиканская группа управления Проектом, которая базируется на платформе Межведомственного совета по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров Республики Беларусь.
Целью Проекта является обеспечение здоровья населения как главного приоритета городской политики. Проектом предусмотрено объединение усилий республиканских органов государственного управления, общественных, религиозных и иных организаций для создания благоприятных условий среды проживания, достижения высокого уровня здоровья жителей и контроля факторов риска развития неинфекционных заболеваний.
Мероприятия по реализации Проекта включены в Государственную программу «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021 – 2025 годы.
Совместно с заинтересованными ведомствами разработана «Программа деятельности национальной сети «Здоровые города и поселки» на 2023 год, в рамках которой ведется на межведомственном уровне работа практически со всеми социальными и возрастными группами населения работа на межведомственном уровне.
Актуальность Проекта. Одной из важнейших основ трудовой и общественной активности людей является хорошее здоровье. В Республике Беларусь население трудоспособного возраста составляет 5408 тыс. человек. Нездоровый образ жизни населения трудоспособного возраста, плохое состояние здоровья и ранняя смертность не позволяют полностью использовать потенциал рабочей силы, негативно влияя на качество жизни, число предложений рабочей силы и продуктивность.
Неинфекционные заболевания (далее – НИЗ): рак, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и хронические респираторные заболевания, а также их факторы риска (употребление табака, вредное употребление алкоголя, нездоровое питание и отсутствие физической активности) – растущая проблема в области обеспечения устойчивого развития современного общества.
НИЗ являются причиной 89% всех случаев смерти в стране, при этом 63% приходится на долю сердечно-сосудистых заболеваний; 53% населения с повышенным артериальным давлением (гипертензией) не принимают антигипертензивные препараты; 48% мужчин употребляют табак; каждый четвертый житель страдает ожирением.
Вероятность преждевременной смерти (до 70 лет) в Беларуси составляет 1 из 4 с вероятностью для мужчин более чем в два раза выше, чем для женщин.
Старение населения и уменьшение доли населения трудоспособного возраста является серьезным риском для устойчивого развития общества и экономики, поэтому очень важно предотвращать эти риски, увеличивая потенциал рабочей силы и сохраняя трудоспособность людей вплоть до преклонного возраста.
На заседании Жодинского ГИК заслушан вопрос о выполнении плана мероприятий по реализации проекта «Здоровый город» за 2022 год, принято решение 22.02.2023 № 291, план реализации мероприятий проекта «Здоровый город» на 2023 год, с которым сожно ознакомиться на сайте ГЦГЭ. 30.01.2023 распоряжением №29р ГИК обновлен состав инициативной группы. 30.01.2023 протоколом №1 заседания инициативной группы проекта «Здоровый город» рассмотрен вопрос о выполнении решения Межведомственного совета по ФЗОЖ, контролю за НИЗ и профилактике пьянства, наркомании и потребления табачного сырья при Совете Министров РБ (пр. №2 от 07.12.21 №9 от 21.12.2022) по эффективности реализации госпроекта «Здоровые города и поселки», организации тропы здоровья, автобуса «маршрута здоровья», велосипедных дорожек и зон, свободных от курения, движения равных волонтеров для поддержания длиц пожилого возраста, информационном сопровождении проекта «Здоровый город» с использованием эмблемы.
Организациями нашего города проводится работа по различным направлениям, включая вопросы безопасной для здоровья физической среды обитания, улучшение показателей здоровья населения, своевременная диспансеризация, доступная медицинская помощь, хорошие производственные условия, участие жителей города в его управлении, удовлетворение основных нужд населения (жилье, питание, работа, образование, качественная вода, достаточный уровень дохода), сотрудничество, обмен опытом активных инициатив и сообществ (реализация проекта «Здоровое старение», молодежные инициативы и др.).
Ответственность за здоровье населения возлагается не только на систему здравоохранения и органы власти, различные ведомства и структуры, но и на самого человека, окружающих его людей.
Здоровые люди – вот что должно стать брэндом здорового города!