Состояние здоровья подрастающего поколения является одним из актуальных вопросов современного общества. Это обусловлено тем, что многие формы патологий формируются в детстве и здоровье взрослого поколения определяется здоровьем детей.
Здоровье детей рассматривается как важнейшая составляющая санитарно-эпидемического благополучия населения. Здоровье детей и подростков – результат многих слагаемых. Оно зависит от уровня физического, умственного, функционального развития в различные возрастные периоды, состояния адаптационно-приспособительных реакций в процессе роста, заболеваемости. В школьном возрасте отмечается интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание. Именно для этого возрастного периода характерна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, пребывание в учебном учреждении нередко неблагоприятно сказывается на здоровье детей. Интенсификация обучения, перегрузки в школах, нарушения санитарно-гигиенического режима являются предрасполагающими моментами в ухудшении здоровья детей, о чем свидетельствует негативная динамика в состоянии здоровья подрастающего поколения в процессе обучения.
В настоящее время для детей в большинстве общеобразовательных учреждений характерны постоянное психо-эмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, длительное снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, а также нарушения в режиме дня и качестве питания. Все это негативно сказывается на функционировании нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма и способствует формированию не только функциональных расстройств, но и хронической патологии.
В связи с этим, приоритетной медико-социальной задачей является управление состоянием здоровья подрастающего поколения на основе организации эффективного контроля за условиями воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях.
Одним из комплексных показателей состояния здоровья детей является его качественная характеристика путем распределения детской популяции на группы здоровья, которые определяются на основании результатов профилактических медицинских осмотров.
Анализируя результаты профилактических осмотров детского населения Минской области прослеживается следующая динамика показателей заболеваемости:
По данным профилактических осмотров детского населения Минской области, проведенных в 2011 году, количество детей в возрасте 0-17 лет с нарушением осанки составляет 3,8% (2010 - 4,4 %), в т.ч. впервые установлено – 0,6%; со сколиозами – 1,4% (2010 -1,4%), в т.ч. впервые – 0,3 %; с нарушением остроты зрения – 8,35 (2010 - 8,4%), в т.ч. впервые – 1,4%;с нарушением слуха – 0,2% (2010 - 0,2%), в т.ч. впервые – 0,04%; с дефектами речи – 2,5% (2010 - 2,6%), в т.ч. впервые – 0,6%.
Первое место в структуре хронической патологии у детей до 17 лет занимают заболевания органов пищеварения, на втором месте - заболевания органов дыхания, на третьем - психические расстройства и расстройства поведения, на четвертом - болезни глаза и его придаточного аппарата.
Формирование здоровьесберегающей среды в учреждениях для детей и подростков является приоритетной задачей органов власти, управлений всех уровней, санитарно-эпидемиологической службы.
В связи с этим санитарно-эпидемиологической службой совместно со всеми заинтересованными ведомствами проводится значительный объем работы по приведению среды обитания детей в организованных коллективах в соответствие с гигиеническими требованиями.
В 2012 году специалистами санэпидслужбы Минской области проведен ряд мероприятий по сохранению здоровьесберегающей среды в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического и специального образования.
Благодаря совместно проводимой работе по приведению среды обитания детей в организованных коллективах в соответствие с гигиеническими требованиями, удалось сохранить положительную динамику санитарно-гигиенического состояния и эпиднадежности учебно-воспитательных учреждений.
Не отмечены детские и подростковые учреждения с высоким уровнем риска. При этом данная положительная динамика стабильно прослеживается уже на протяжении последних лет по всем типам объектов.
В целях достижения позитивных результатов санитарно-эпидемиологической службой подготовлено 891 предписание руководителям детских и подростковых учреждений, в органы власти и ведомства направлено 893 информации, проведен 351 семинар с работниками учреждений образования по вопросам соблюдения санитарных норм и правил.
В последние годы наметилась положительная тенденция по улучшению материально-технической базы учреждений образования. К началу каждого учебного года укрепляется материально-техническая база учреждений образования, проводятся капитальные и косметические ремонты, на пищеблоки приобретаются новое холодильное и технологическое оборудование; кабинеты оборудуются новой учебной мебелью; благоустраиваются территории. В 2012 году проведены капитальные ремонты в 12 учреждениях образования области. Отремонтированы кровля в 31 учреждении образования, системы водоснабжения и канализации – в 12 учреждениях образования, выполнены ремонты 500 классных помещений и кабинетов, отремонтировано 20 пищеблоков, приведены в должное санитарно-техническое и эстетическое состояние санитарные узлы в 26 учреждениях образования. Во всех учреждениях образования проведены косметические ремонты.
В целях сохранения зрения, осанки и укрепления здоровья детей по требованию санэпидслужбы на территории области разработаны и успешно выполняются с участием заинтересованных служб территориальные программы по проведению реконструкции систем электроосвещения и приведению санитарных блоков учебно-воспитательных учреждений в надлежащее санитарно-техническое и эстетическое состояние.
В 2012 году продолжена работа по созданию надлежащих условий для проведения физкультурно-оздоровительной деятельности в учебно-воспитательных учреждениях и, в частности, по восстановлению функционирования душевых при спортивных залах.
В 2012 году продолжены работы по обновлению ученической мебели. К новому 2012/2013 учебному году приобретено 1532 комплекта ученической мебели на сумму 969,164 млн. руб. Приводятся в соответствие с требованиями санитарных норм и правил компьютерные классы. За период 2011-2012 гг. приобретено 17 компьютерных классов.
Одним из основных факторов, способствующих укреплению здоровья, снижению заболеваемости, повышению защитных сил организма, гармоничному развитию детей, увеличению умственной и физической работоспособности, является рациональное питание школьников, сбалансированное по нутриентному составу и адекватное по незаменимым компонентам пищи и энергии. Поэтому непременным условием создания здоровьесберегающей среды является организация полноценного питания детей.
Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2011 года № 1063 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся» (внесены изменения Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2012 г. № 490) на территории области осуществляется ряд мероприятий, направленных на совершенствование организации питания детей дошкольного и школьного возраста в учреждениях образования. В частности, разработаны территориальные «Программы по улучшению санитарно-технического состояния и материально-технической базы пищеблоков учреждений образования на 2011-2015 г.г.». За 2012 год приобретено 430 единиц холодильного и технологического оборудования.
В настоящее время продолжена работа по внедрению на пищеблоках учреждений образования высокотехнологического оборудования - пароконвекционных печей.
Обеспечено выполнение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов по профилактике иерсиниозной инфекции при приготовлении блюд из сырых овощей и фруктов.
Охват горячим питанием учащихся школ составил 95,5%, против 95,1% в прошлом учебном году.
Ежегодно в учреждениях образования внедряются новые формы обслуживания учащихся.
С целью совершенствования организации питания учащихся проводится анкетирование, где включаются вопросы совершенствования форм обслуживания, разнообразия меню, увеличения оплаты питания за счет родительских доплат. Показатели здоровья детей и подростков определяют состояние не только медицинских, но и педагогических, социальных, экономических проблем общества. Сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе получения высокого уровня общего образования — это государственная задача, от которой зависит будущее нации.
Афанасевич Е.Н., врач-гигиенист отделения гигиены детей и подростков отдела гигиены ГУ «Минский областной ЦГЭОЗ»