Все чаще в сети Интернет встречаются призывы, адресованные органам государственного управления, о запрете курения во всех общественных местах. Подобные темы часто вызывают оживленные дискуссии, в которых участники разделены на два блока – курильщики и некурящие.
В настоящей статье мы расскажем, где заканчиваются права курильщиков, и начинаются права некурящих согласно действующего законодательства Беларуси.
Статья 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде штрафа до четырех базовых величин за курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено.
Составлять протоколы об административном правонарушении и привлекать к административной ответственности за курение в запрещенном месте имеют полномочия:
- сотрудники органов внутренних дел;
- сотрудники органов Министерства транспорта и коммуникаций (в том числе руководители государственных организаций автомобильного или городского электрического транспорта, операторов автомобильных перевозок пассажиров, начальники контрольно-ревизорских служб этих организаций, их заместители);
- сотрудники органов железнодорожного транспорта.
Составить протокол о правонарушении по ст.17.9 КоАП Республики Беларусь вправе также сотрудники метрополитена (при совершении правонарушения в метрополитене).
Перечень мест, где курение запрещено, содержится в Декрете Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28?О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий».
Курение (потребление) табачных изделий запрещается, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели:
- в учреждениях(организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
- на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;
- в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
- на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
- во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.
Ситуация с курением в подъездах и на лестничных площадках многоквартирных жилых домов несколько иная. Как видно из приведенной выше нормы, под действие ст. 17.9 КоАП Республики Беларусь курение в подъездах не подпадает.
Действительно, запрет на курение во вспомогательных помещениях многоквартирного жилого дома закреплен в Правилах пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 N 399.
А административная ответственность за курение в подъезде либо на лестничной площадке предусмотрена ч.1 ст.21.16 КоАП Республики Беларусь — нарушение правил пользования жилыми помещениями.
В качестве меры взыскания данная норма предусматривает штраф в размере до тридцати базовых величин.
Сотрудники органов внутренних дел не наделены полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать к административной ответственности граждан по ч.1 ст.21.16 КоАП Республики Беларусь.
Составить административный протокол по данной статье вправе должностные лица:
- сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах;
- органов, осуществляющих государственный санитарный надзор;
- организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги.
Привлечь к административной ответственности по ч.1 ст.21.16 КоАП может суд либо орган государственного санитарного надзора.