Государственное учреждение «Жодинский городской центр гигиены и эпидемиологии» информирует, за 6 месяцев 2023 года проведены надзорные мероприятия в отношении 65 объектов торговли и общественного питания, расположенных в г. Жодино (мониторинги, выборочные проверки, мероприятия технического (технологического, поверочного) характера). В ходе их проведения на всех объектах (100%) выявлены нарушения требований «Общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования», утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7, требований технических регламентов Таможенного союза.
В ходе проведения надзорных мероприятий выявлен ряд несоответствий, а именно:
- не представлены медицинские справки о состоянии здоровья с отметкой о прохождении гигиенического обучения персонала и допуском к работе;
- уборочный инвентарь хранится неупорядоченно, не всегда имеет маркировку о назначении;
- не ведется контроль температурно-влажностного режима в складских помещениях и торговых залах (гигрометр не заправлен, либо вовсе отсутствует);
- в торговом зале к реализации допускается пищевая продукция с несоответствующей маркировкой, с истекшими сроками годности, с признаками порчи, с нарушением целостности оболочки, без наличия документов, обеспечивающих прослеживаемость и подтверждающих качество и безопасность;
- не своевременно и не качественно проводится ежедневная и генеральная уборка помещений и прилегающих территорий;
- снижен контроль за наличием и использованием дезинфицирующих средств и антисептиков, одноразовых бумажных полотенец (не своевременное заполнение дозаторов, обеспечение бумажными полотенцами, используются средства с истекшим сроком годности);
- неупорядочено хранение санитарного брака (в одном холодильнике «санитарный брак» вперемешку с доброкачественной продукцией);
- по результатам протоколов исследования в образцах кулинарной продукции, в смывах с оборудования, инвентаря обнаруживаются бактерии группы кишечной палочки (БГКП), обнаруживается «небезопасная» продукция (не соответствующая требованиям по микробиологическим и санитарно-химическим показателям);
- не осуществляется производственный контроль параметров факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах персонала (микроклимат, освещенность, уровни шума и др.).
Выявляемые нарушения свидетельствуют о снижении (в некоторых случаях полном отсутствии) производственного контроля со стороны руководства организаций и предприятий.
По результатам надзора за 6 месяцев 2023 года вынесено 1 предписание об устранении выявленных нарушений (в ходе проведения выборочной проверки), 17 предписаний (в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера) и 4 рекомендации об устранении нарушений (в ходе мониторинга), подготовлены 32 требования (предписаний) об изъятии из обращения продукции (изъято 788,88 кг), в том числе 25 требований (предписаний) об изъятии из обращения продукции с истекшим сроком годности (изъято 283,98кг), 37 требований (предписаний) о приостановлении деятельности объектов (реализации товаров), направлено 4 информации на сайт центра гигиены и 4 информации в Жодинский ГИК, за повторно выявленные нарушения 11 юридических лиц привлечены к административной ответственности на сумму 2590 руб. и 30 должностное лицо привлечено к административной ответственности на сумму 3903,5 руб., за невыполнение требований предписания об устранении нарушений в отношении 1 должностного лица подготовлены материалы в суд для привлечения к административной ответственности.
В ходе проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера проводился отбор проб сырья, готовой пищевой продукции с акцентом на импортную продукцию, кулинарной продукции собственного производства предприятий общественного питания и производственных цехов магазинов г.Жодино. Так, за 6 месяцев 2023 года из торговой сети отобрано 79 проб пищевых продуктов (из них 75 импортной продукции), что составило 95,0% – выявлено 5 проб импортной продукции, не соответствующих требованиям ТНПА (1 проба не соответствовала по санитарно-химическим показателям и 4 пробы по микробиологическим показателям), также отобрано 133 пробы кулинарной продукции собственного производства предприятий общественного питания и производственных цехов магазинов - выявлено 28 проб, не соответствующих требованиям ТНПА по микробиологическим показателям (что составило 21,05%).
Работа по соблюдению требований санитарного законодательства и по выполнению выданных рекомендаций и предписаний на данных объектах будет продолжена.